Инструктажи по ТБ
Инструкции по технике безопасности для педагогов и учащихся МБУ ДО "ЦВР "Истоки"

Вводная инструкция для учащихся МБУ ДО ЦВР «Истоки»:
1. Помещения МБУ ДО ЦВР «Истоки» расположены в микрорайонах, имеющем ряд опасных для жизни и здоровья факторов:
- вблизи проходят автодороги, расположены сложные перекрестки;
- на улицах могут встретиться агрессивно настроенные люди, бродячие животные.
2. По дороге в МБУ ДО ЦВР «Истоки» и обратно необходимо:
- переходить дорогу только в установленных местах, лучше пользоваться подземным переходом;
- осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет;
- предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет;
- осуществлять переход через железнодорожные пути в установленных для этого местах, при переходе убедиться в отсутствии близко идущего железнодорожного транспорта.
3. Во время занятий в этих кабинетах необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования педагога.
4. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:
- бегать и толкаться во время перерыва в занятиях;
- оставлять в коридорах разлитую на полу воду;
- качаться на трубах парового отопления.
5. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу. Медицинские аптечки имеются в спортивном зале, кабинете руководителя.
6. В случае возникновения пожара, короткого замыкания в электросети, засорения канализации или подозрений на них необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу или администратору. При пожаре звонить по телефону 01, вызов полиции 02 , вызов скорой помощи 03 .
7. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все учащиеся должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается голосом. После сигнала учащиеся покидают помещение и организованно выходят из ОП вместе с педагогом дополнительного образования в соответствии с планом эвакуации через эвакуационный выход. Во время эвакуации детский коллектив должен иметь при себе комплект, включающий ватно-марлевые повязки, бутыль с водой и два флажка для перехода улицы. Переход перекрестка осуществляется только в колонне. В случае поступления сигнала «химическая тревога» движение колонны происходит в направлении, перпендикулярном направлению ветра.
8. При появлении в клубе посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом вахтеру или ближайшему педагогу.
9. Не допускается нахождение в ОП бродячих кошек и собак.
10. Недопустимо в помещениях МБУ ДО ЦВР «Истоки» бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.
11. Участвуя в проведении санитарных часов (субботников), необходимо соблюдать меры безопасности.
12. В ОП не допускается применение психического и физического насилия в отношении воспитанников и работников, все споры должны разрешаться только мирным путем.
12. Учащиеся МБУ ДО ЦВР «Истоки» должны выполнять требования дежурных педагогов.
В случае возникновения пожара в помещении образовательного учреждения, учащимся необходимо:
1. Находится возле педагога и строго выполнять его распоряжения.
2. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям педагога дополнительного образования/ работников образовательного учреждения.
3. По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и направлением, согласно имеющегося плана эвакуации, на ходу строясь в колонну по одному, не толкаясь, без суеты, не продвигаясь против людского потока, не создавая помех своим товарищам, помогая детям младшего возраста.
4. В ходе эвакуации, идти молча, не разговаривать, не шутить, не смеяться, не кричать, не плакать, чтобы можно было слышать команды педагога и/или руководителя эвакуационных и спасательных работ.
5. При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом.
6. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) немедленно сообщить педагогу.
7. Соблюдать меры безопасности при нахождении в местах массового скопления людей:
- крепко удерживаться на ногах, запрещается наклоняться, чтобы поднять упавшие вещи или поправить обувь; останавливаться в бегущей толпе; толкаться, чтобы первым выйти из помещения. Ноги необходимо ставить на ширину шага — одна — впереди, а другая — сзади, сдерживая напор толпы спиной и освобождая пространство впереди себя для перестановки ног;
- постараться защитить свою грудную клетку от сдавливания, а для этого запрещается поднимать руки над головой; опускать руки вниз. Руки необходимо согнуть в локтях и прижать их к бокам своего туловища, сжав при этом кулаки.
8. В случае, когда на учащемся загорелась одежда, необходимо сбросить с себя загоревшуюся одежду и затушить пламя подручными средствами; если оперативно снять с себя загоревшуюся одежду нет возможности, то необходимо немедленно лечь горящей частью одежды на пол и кататься по полу, чтобы затушить пламя.
9. По прибытию на эвакуационную площадку, учащимся запрещается:
- после эвакуации возвращаться обратно;
- расходиться сразу же после эвакуации без проведения с ними переклички, необходимо связаться со своими родителями/опекунами/законными представителями, и поставить их в известность о своей эвакуации.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. К самостоятельной работе с электроустановками допускаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, прошедшие медицинский осмотр.
1.2. Каждый поступивший на работу, вне зависимости от стажа и опыта работы, проходит:
- вводный инструктаж по охране труда;
- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте,
- стажировку в течение 3-5 смен с проверкой знаний по охране труда;
- повторный, внеплановый и целевой инструктажи не реже 1 раза в полгода;
- инструктаж по электробезопасности;
- инструктажи по противопожарной безопасности вводный и на рабочем месте.
1.3. О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником отдельно, повторный, внеплановый и целевой инструктажи можно проводить с группой педагогов с последующей проверкой знаний по охране труда.
1.5. Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений; нарушения работниками требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии, пожару, взрыву. Внеплановый инструктаж проводят в объёме первичного инструктажа.
1.6. Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работы закрываются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением пожарной и охранной сигнализации).
2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ
2.1.Проветрить помещение.
2.2.Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убедиться, что все приборы электроосвещения рабочего места исправны, рабочее место не загромождено.
2.3.Убедиться в достаточности освещенности, при необходимости отрегулировать освещенность рабочего места.
2.4.Проверить правильность подключения оборудования, осветительных приборов местного освещения в электросеть, наличие защитного заземления.
2.5.Визуально проверить исправность изоляции электропроводки, штепселя (вилки) и розетки.
2.6. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
2.7. Электрические сети и электрооборудование, используемое в работе, должны отвечать требованиям действующих Правил устройства Электроустановок, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Работник обязан:
- постоянно содержать в порядке и чистоте рабочее место;
- следить за соблюдением температурно-влажностного режима, регулярно проветривать рабочее помещение;
- не допускать нахождения вблизи электроустановок других работников, не связанных с выполнением работы;
- выполнять только ту работу, которая ему поручена и по которой он проинструктирован по охране труда;
- соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе.
Во время работы запрещается:
- производить какие-либо переключения при включенном питании;
- загромождать панели устройств бумагами и посторонними предметами;
- допускать скапливание материалов на рабочем месте;
- производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
- прикасаться к нагретым элементам электроустановок;
- работать со снятыми кожухами оборудования, являющегося источниками лазерного и ультрафиолетового излучения;
- оставлять без присмотра включенное оборудование
- использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, могущие привести к пожару, а также использовать провода и кабели с повреждённой или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- пользоваться повреждёнными розетками, выключателями, другими электроустановочными изделиями;
- обёртывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами без доставок из негорючих материалов;
- применять нестандартные электронагревательные приборы, использовать плавкие некалиброванные вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1.В случае возникновения аварийных ситуаций работник обязан, при возможности, отключить оборудование и немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.2.При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и тестовых сигналов, индицирующих о его неисправности, немедленно прекратить работу, отключить питание и немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.3.В случае сбоя в работе технического оборудования пригласить соответствующих специалистов для устранения неполадок.
4.4.При поражении работника электрическим током принять меры по освобождению его от действия тока путем отключения электропитания (выключить рубильник, перерубить провод, оттянуть его от пострадавшего сухим шестом, рукояткой топора, подложить под пострадавшего сухую доску и т.д.). Нельзя прикасаться голыми руками к пострадавшему, пока он находиться под действием электрического тока.
4.5.До прихода медперсонала оказать, при необходимости, потерпевшему доврачебную помощь:
- при местном повреждении (ожоги) на пораженный участок накладывается стерильная повязка, и пострадавший направляется в травмпункт.
4.6.В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
4.7.Входную дверь в помещение постоянно держать незапертой.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
После окончания работы работник обязан:
- отключить питание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование с учетом характера выполняемых работ;
- отключить стабилизатор напряжения (если он используется);
- осмотреть и привести в порядок рабочее место;
- сообщить о неисправностях и замечаниях, выявленных в процессе работы, своему непосредственному руководителю и сделать соответствующую запись в журнале заявок;
- при уходе из помещения закрыть окна, выключить освещение.










ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Правила безопасности для пешехода.
1.1. Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги.
1.2. Переходите дорогу только в установленных местах. На регулируемых перекрестках – на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофором установленных и обозначенных разметкой местах соблюдать максимальную осторожность и внимательность. Даже если вы переходите дорогу на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны – может ехать нарушитель ПДД.
1.3. Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями.
1.4. Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги – направо.
1.5. Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный – СТОП – все должны остановиться; желтый – ВНИМАНИЕ – ждите следующего сигнала; зеленый – ИДИТЕ – можно переходить улицу.
1.6. Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности.
1.7. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом – помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса.
2. Безопасность пассажира общественного транспорта
2.1. Ожидайте транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.
2.2. При посадке в автобус, троллейбус соблюдайте порядок. Не мешайте другим пассажирам. В автобус, троллейбус входите через задние двери.
2.3. Находясь в транспорте, не ходите по салону, держитесь за поручень, не выглядывайте из окон, не высовывайте руки, не нажимайте без надобности на аварийные кнопки.
2.4. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях.
2.5. Выходите только через передние двери. Заранее готовьтесь к выходу, пройдя вперед. Входя и выходя из транспорта, не спешите и не толкайтесь.
2.6. Автобус и троллейбус обходите сзади. Выйдя из автобуса, троллейбуса нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону.
3. Безопасность на объектах железнодорожного транспорта
3.1. При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к рельсу.
3.2. На электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсам, и лежащим на земле электропроводам.
3.3. Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
3.4. Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход.
3.5. При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки.
3.6. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.
3.7. При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
3.8. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы, будьте внимательны – не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.
3.9. На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках, переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При остановке поезда на перегоне не выходите из вагона.
3.10. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое. При выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
4. Безопасность при поездках в автобусе
4.1. Общие мероприятия по соблюдению безопасности.
4.1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организуемыми образовательными организациями.
4.1.2. К поездкам допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
4.1.3. Обучающиеся обязаны выполнять требования педагогического работника Центра, либо специально назначенного взрослого из числа родителей по соблюдению порядка и правил проезда в автобусе для перевозки обучающихся.
4.2. Мероприятия по соблюдению безопасности перед началом поездки и во время посадки.
Перед началом поездки обучающиеся обязаны:
4.2.1. пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;
4.2.2. ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора, не выходя на проезжую часть дороги;
4.2.3. соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
4.2.4. по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;
4.2.5. не выходить навстречу приближающемуся автобусу;
4.2.6. после полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона;
4.2.7. отрегулировать ремень безопасности и пристегнуться им.
4.3. Мероприятия по соблюдению безопасности во время поездки.
Во время поездки обучающиеся обязаны соблюдать дисциплину и порядок. Обо всех недостатках, отмеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающему.
Обучающимся запрещается:
4.3.1. загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;
4.3.2. отстегивать ремень безопасности;
4.3.3. вставать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;
4.3.4. создавать ложную панику;
4.3.5. без необходимости нажимать на сигнальную кнопку;
4.3.6. открывать окна, форточки и вентиляционные люки.
4.4. Мероприятия по соблюдению безопасности в аварийных ситуациях.
4.4.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся обязан сообщить об этом сопровождающему (при необходимости подать сигнал при помощи специальной кнопки).
4.4.2. При возникновении аварийных ситуаций (технической неисправности, пожара и т. п.) после остановки автобуса по указанию водителя дети должны под руководством сопровождающего лица быстро и без паники покинуть автобус и удалится на безопасное расстояние, не выходя при этом на проезжую часть дороги.
4.4.3. В случае захвата автобуса террористами обучающимся необходимо соблюдать спокойствие, без паники выполнять все указания сопровождающих лиц.
4.5. Мероприятия по соблюдению безопасности по окончании поездки.
По окончании поездки обучающийся обязан:
4.5.1. после полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающего выйти из транспортного средства. При этом, первыми выходят обучающиеся, занимающие места у выхода из салона;
4.5.2. по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки;
4.5.3. не покидать место высадки до отъезда автобуса.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ
В летний период.
1. Входите в воду быстро и во время купания не стойте движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды.
2. Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игра в футбол, бег и т. д.). Перерыв между приемами пищи и купанием должен быть не менее 45-50 минут.
3. В холодную погоду, чтобы согреться, проделайте несколько легких физических упражнений.
4. Не купайтесь больше 30 минут; если вода холодная, достаточно 5-6 минут.
5. При ушных заболеваниях не прыгайте в воду головой вниз.
6. Не оставайтесь при нырянии долго под водой.
7. Выйдя из воды, вытритесь насухо и сразу оденьтесь.
8. Почувствовав усталость, сразу плывите к берегу.
9. При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде, зовите на помощь.
10. При оказании вам помощи не хватайте спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.
Запрещается:
- Входить в воду разгоряченным (потным).
- Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для купания).
- Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.
- Купаться при высокой волне.
- Прыгать с вышки, если вблизи от нее находятся другие пловцы.
- Толкать товарища с вышки или с берега.
В осенне-зимний период.
1. Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см - безопасный, он выдерживает одного человека.
2. Непрочный лед - около стока вод (с фабрик, заводов).
3. Тонкий или рыхлый лед - вблизи камыша, кустов, под сугробами.
4. Площадки под снегом следует обойти.
5. Ненадежный тонкий лед - в местах, где бьют ключи, быстрое течение или там, где впадают в реку ручьи.
6. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
8. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
9. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их вбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
10. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо.
11. Если вы провалились, необходимо широко раскинуть руки кромкам льда, удерживаться от погружения с головой.
12. Не паникуйте, старайтесь без резких движений выбираться на лед
13. Выбравшись из пролома, нужно откатиться и ползти в сторону, обратную направлению движения.
14. Добравшись до берега, идите быстро домой, переодевайте в сухую одежду, выпейте горячий чай.
В весенний период по время паводка.
1. Период весеннего половодья особенно опасен для тех, кто живет близ реки, пруда, водоема. Привыкая зимой пользоваться пешеходными переходами по льду, многие забывают об опасности, которую таит лед весной.
2. Весенний лед резко отличается от осеннего и зимнего. Если осенний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу.
3. Переходить реку, пруд, озеро по льду весной опасно. Нужно внимательно следить за знаками, обозначающими пешеходные переходы, пользоваться специальными настилами на льду. Сходить на необследованный лед - большой риск.
4. Помните, течение реки сильно подмывает крутые берега. Возможны обвалы. Остерегайтесь любоваться весенним ледоходом с обрывистых берегов.
5. Весной опасно сходить за плотины, запруды. Не забывайте - они могут быть неожиданно сорваны напором льда. Не приближайтесь к ледяным заторам.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ ВО ДВОРЕ, НА УЛИЦЕ, ДОМА, И В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадь (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.
- Никогда не заходите в лифт с посторонними (незнакомыми), а также в подъезд или на лестничную площадку, если там стоят незнакомые люди, особенно группа людей.
- Если на вас все же напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера», и не кричите, особенно в тех случаях, когда не уверены, что поблизости есть люди, способные помочь.
- Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и т.д.
- Никогда не садитесь в транспорт (машину, мотоциклы и т. п.) с незнакомыми людьми.
- Не выносите на улицу дорогие вещи (магнитофон и т. п.), если около дома нет старших.
- Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).
- Не лазайте по подвалам, чердакам и крышам.
- Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому, находиться в знакомой компании. Последнее условие обязательно, если вы уходите далеко от дома, особенно чужой район на танцы (дискотеку), базар, магазин, на концерт и т. п. При этом желательно, чтоб взрослые знали, где вы находитесь.
- Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство самозашиты, иногда - спасение.
- Если вы попали в западню - нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы помочь, то лучше дайте деньги или вещь, которую они требуют. Помните, что ваше жизнь и здоровье дороже всего.
- Если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше свет (ночью) и т. п.
- Никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги старшими ребятами или с взрослыми, вообще с незнакомыми людьми.
- Старайтесь не оставаться в одиночестве, особенно на улице по пути в образовательное учреждение и обратно, в место досуга;
- чаще менять маршруты своего движения в образовательное учреждение, магазин, к друзьям и т. д.
- никогда не заговаривайте с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми;
- не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомы людьми; всегда ставить в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь; у кого, сколько и где собираетесь бы когда и каким путем собираетесь возвращаться. Если есть возможность, сообщите номе телефона, иные координаты, по которым вас можно найти.
- Избегайте в темное время суток пустынных остановок, ожидая автобус или троллейбус, стойте на хорошо освещенном отведенном месте рядом с другими людьми.
- Избегайте пустых автобусов и троллейбусов. Если вам приходится ехать поздно, то садитесь около водителя и ближе к проходу. Держите на виду свои вещи.



Инструкция по технике безопасности при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников, которые сопровождают воспитанников во время экскурсий, экспедиций, походов.
К самостоятельному сопровождению учащихся допускаются лица:
- не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в условиях проведения экскурсий, походов, экспедиций;
- имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;
- прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;
- знающие правила оказания доврачебной помощи и умеющие эту помощь оказывать;
- ознакомленные с правилами пользования соответствующими видами транспорта, правилами поведения при проведении указанных мероприятий, в местах их проведения и при следовании к ним.
Каждый поступивший на работу, вне зависимости от стажа и опыта работы, проходит:
- вводный инструктаж по охране труда;
- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте,
- стажировку в течение 3-5 смен с проверкой знаний по охране труда;
- повторный, внеплановый и целевой инструктажи не реже 1 раза в полгода;
- инструктаж по электробезопасности;
- инструктажи по противопожарной безопасности вводный и на рабочем месте.
О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником отдельно, повторный, внеплановый и целевой инструктажи можно проводить с группой педагогов с последующей проверкой знаний по охране труда.
Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений; нарушения работниками требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии, пожару, взрыву. Внеплановый инструктаж проводят в объёме первичного инструктажа.
Работник обязан соблюдать правила поведения во время экскурсий, походов, экспедиций; правила пользования транспортом; не нарушать обычаи, традиции и нормы поведения коренных жителей. Время и место проведения указанных мероприятий определяется приказом директора (распоряжением заместителя директора в пределах его компетенции).
Опасными факторами при сопровождении учащихся в походах, экскурсиях и экспедициях являются:
- физические (экстремальные природные явления; экстремальный рельеф местности; открытые водоемы; транспортные средства; техногенные катастрофы; инженерные системы в местах следования; неудобная одежда и обувь; неправильно подобранное и (или) пригнанное снаряжение; колючие и режущиеся растения; пресмыкающиеся, птицы и животные, способные нанести травму);
- химические (пыль; вредные и опасные вещества в воздухе и воде; недоброкачественные или хранившиеся без соблюдения необходимых требований продукты питания);
- биологические (болезнетворные микроорганизмы в воде и воздухе; ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся);
- психофизиологические (напряжение внимания; эмоциональные нагрузки; паника).
Обо всех неисправностях оборудования и инвентаря, обнаруженных при подготовке к походу, экскурсии, экспедиции работник обязан немедленно проинформировать заместителя директора по АХЧ, а в случае их отсутствия - дежурного администратора, сделать запись в тетради заявок.
Работник должен иметь аптечку для оказания доврачебной помощи.
Процедура проведения инструктажа учащихся по технике безопасности осуществляется на основании приказа по МБУ ДОД ЦВР «Истоки», «О проведении конкретного мероприятия».
О каждом несчастном случае с участниками похода, экскурсии, экспедиции руководитель проводимого мероприятия немедленно информирует руководителя образовательного учреждения, а также руководителя органа управления образованием по месту происшествия.
За виновное нарушение данной инструкции, работник несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Проверить наличие приказа директора МБУ ДОД ЦВР «Истоки» (распоряжения заместителя директора в пределах его компетенции) о проведении экскурсии, туристического похода, экспедиции (общая продолжительность которых не должна превышать 1 дня для учащихся 1 - 2 классов; 3 дней - для учащихся 3 - 4 классов; 18 дней - для учащихся 5 - 6 классов; 24 дней - для учащихся 7 - 9 классов; 30 дней - для учащихся 10 - 11 классов).
Проверить наличие у учащихся необходимых медицинских заключений и разрешений.
Проверить (визуально) исправность, оборудования и инвентаря, правильность подгонки одежды, обуви и туристического снаряжения; наличие и укомплектованность аптечки первой медицинской помощи; наличие средств экстренной связи.
В случае обнаружения неисправности оборудования, снаряжения и инвентаря работник обязан немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.
При необходимости взять с собой запас питьевой воды и продуктов, для которых возможно обеспечить необходимые условия хранения.
Провести инструктаж учащихся по технике безопасности во время проведения похода, экскурсии, экспедиции и в соответствующих видах транспорта.
Ознакомить учащихся с обычаями, традициями и правилами поведения коренного населения мест, по которым предстоит передвижение.
Узнать координаты для связи с руководителями органов управления образованием по маршруту следования.
Не начинать проведение мероприятия в случае обнаружения несоответствия оборудования, снаряжения и инвентаря установленным в данном разделе требованиям, при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к мероприятию действия, а также при отсутствии у воспитанников необходимых медицинских заключений.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Во время проведения похода, экскурсии, экспедиции необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, снаряжения и инвентаря.
Работник обязан обеспечить:
- соблюдение программы, маршрута и графика проведения похода, экскурсии, экспедиции;
- соблюдение графика контрольной связи;
- соблюдение учащимися требований инструкций по технике безопасности при проведении походов, экскурсий, экспедиций;
- соблюдение учащимися установленного порядка проведения экскурсии, туристского похода, экспедиции и правил личной гигиены;
- соблюдение участниками похода, экскурсии, экспедиции установленной формы одежды и правил безопасности в конкретных природных и погодных условиях;
- почтительное отношение к местным традициям и обычаям;
- бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу;
- соблюдение всех мер предосторожности при разведении костров;
- соблюдение требований гигиены при приготовлении пищи и ее потреблении;
- соблюдение питьевого режима;
- принятие необходимых мер предосторожности в случае экстремальных природных явлений и (или) техногенных катастроф.
Во время проведения похода, экскурсии, экспедиции запрещается:
- нарушать или изменять маршрут движения, график движения по маршруту и график контрольной связи;
- ходить босиком;
- трогать и пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие "дары природы";
- трогать колючие и режущиеся растения;
- трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых, рыб и животных;
- приближаться к крупным животным и птицам;
- оставлять учащихся без присмотра.
В случае нарушения кем-либо из учащихся, участников экскурсии, туристского похода, экспедиции Инструкции по технике безопасности во время проведения похода, экскурсии, экспедиции провести со всеми учащимися внеплановый инструктаж по технике безопасности.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В случае возникновения аварийных и опасных ситуаций (экстремального природного явления, техногенной катастрофы, т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник обязан немедленно без паники организовать вывод учащихся из опасной зоны и (или) принять необходимые меры предосторожности.
В случае получения любого вида травмы или заболевания, при укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми, при получении травмы в результате воздействия экстремальных природных явлений или при движении в условиях экстремального рельефа немедленно (если имеется такая возможность) сообщить о случившемся руководителю образовательного учреждения, а также руководителю органа управления образованием по месту происшествия, оказать пострадавшему доврачебную помощь и при необходимости организовать доставку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
После завершения мероприятия работник обязан:
- проверить по списку наличие учащихся в группе;
- проверить по списку наличие и сдать на хранение оборудование, приспособления и туристское снаряжение;
- сдать отчет о проведенной экскурсии, туристском походе, экспедиции в администрацию ОО.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ, НА СПОРТПЛОЩАДКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Общие требования безопасности.
1.1. К занятиям в спортивном зале и на спортплощадке допускаются только воспитанники прошедшие инструктаж по охране труда и технике безопасности и не имеющие противопоказаний к занятиям физической культурой.
1.2. Опасные факторы:
травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
-травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
-выполнение упражнений без разминки.
1.3. При занятиях в спортивном зале, на спортплощадке должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
1.4.В спортивном зале и на спортплощадке воспитанники должны заниматься только в спортивной форме. Обувь должна быть на нескользкой подошве.
1.5.Заходить в спортивный зал разрешается только после приглашения педагога.
1.6.На занятиях физической культурой воспитанники должны снять часы, браслеты, перстни.
1.7.Упражнения на спортивных снарядах выполняются с разрешения педагога.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1.Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2.Перед выполнением упражнений необходимо провести разминку и разогрев мышц.
2.3.Перед прыжками необходимо проверить прыжковую яму на отсутствие камней, стекла и других опасных предметов.
3.Требования безопасности во время занятий.
3.1.При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке.
3.2.Нельзя толкать друг друга, нельзя ставить подножки.
3.3.При игре в футбол применяйте спецодежду (защитные щитки, налокотники ми т.д.)
3.4.При беге по пересеченной местности будьте внимательны, чтобы не оступиться или не упасть в яму.
3.5.При выполнении поскоков (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
3.6.Запрещено выполнять прыжки на неровном скользком, рыхлом грунте либо приземляться на руки.
3.7.Запрещено производить метания без разрешения педагога,
3.8.Запрещено стоять справа от метающего либо находиться в зоне броска.
3.9.Запрещено ходить за снарядами без разрешения педагога.
3.10.Запрещено подавать снаряд для метания друг другу броском.
4.Требования по безопасности в экстремальных ситуациях.
4.1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснении кожи или потертостей на ладонях , а также при плохом самочувствии немедленно прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
4.2.При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, немедленно покинуть спортивный зал, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть.
4.3.При получении травмы воспитанником немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5.Требования безопасности по окончании занятий.
1.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
1.2.Снять спортивный костюм, спортивную обувь.
1.3.После окончания занятий тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
Инструкция по технике безопасности при работе с жидкими веществами (лаками, красками, растворителями, клеем)
1. Общие требования безопасности.
1.1. К работе с лаками, красками, растворителями, клеем допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования огнеопасными жидкими веществами.
1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности емкостей, в которых находятся лаки, краски, растворители или клей.
1.4. Обо всех неисправностях (утечках) необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
1.5. Хранить лаки, краски, растворители, клей в плотно закрытой таре, предохранять от влаги, действия тепла, прямых солнечных лучей.
1.6. При работе и по окончании работы необходимо проветривать помещение.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.
2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, надеть косынку, фартук.
2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
3. Техника безопасности во время работы
3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
3.2. При работе с лаками, красками, растворителями, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.
3.3. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.
3.4. Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
3.5. Избегать попадания клея в глаза, рот, на слизистые носа.
3.6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
3.7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
3.8. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.9. Использовать жидкие вещества по назначению.
3.10. По окончании работы лаки, растворители, клей закрыть, вымыть кисть для клея (краски, лака), вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение.

Инструкция по технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями.
1.Общие требования безопасности.
1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются дети, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования инструментами.
1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.
1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
2.Требования безопасности перед началом работы.
2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.
2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, надеть косынку, фартук.
2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
3.Техника безопасности во время работы.
3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
3.2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
3.4. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
3.5. Ножи, сверла и шило направлять острием от себя.
3.6. Не стараться резать заготовку с одного раза.
3.7. Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
3.8. Соблюдать порядок на рабочем месте.
3.9. При работе с иглой пользоваться наперстком.
3.10. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.
3.11. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.
3.12. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.
3.13. Сломанную иглу следует отдать педагогу.
3.14. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.
3.15. Нельзя перекусывать нитку зубами.
3.16. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.
3.17. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
3.18. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3.19. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
3.20. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3.21. Нельзя резать на ходу.
3.22. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
4.Требования безопасности при аварийных ситуациях.
4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.
4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки).
4.3. При возникновении ЧС сообщить педагогу и покинуть помещение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. После окончания работы произведите уборку своего места.
5.2. Вымойте руки с мылом.
Инструкция по технике безопасности при работе с электронагревательными приборами (паяльником, выжигателем, утюгом, электролобзиком и др.)
1. Общие требования безопасности
1.1. К работе с электронагревательными приборами допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.
1.2. Выполнять только порученную педагогом работу.
1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности электрического провода. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
1.4. Замену деталей, ремонт электроприбора производит только педагог.
1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка и ремонт.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
2.2. Перед началом работы необходимо проверить исправность электрического провода.
2.3. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.
2.4. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, надеть косынку, фартук, нарукавники.
2.5. Проверить освещенность рабочего места.
2.6. Включать и выключать электроприборы сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Техника безопасности во время работы
3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
3.2. Все работы по ремонту, замене деталей электроприбора производит педагог только после выключения электроприбора из сети.
3.3. Электронагревательный прибор включать в сеть 220 вольт.
3.4. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.5. Во время работы не наклоняться близко к электронагревательному прибору.
3.6. Запрещается:
· работать неисправными инструментами, электронагревательными приборами;
· во избежание ожогов касаться руками и металлическими предметами нагревательного элемента включенного электроприбора;
· передавать что-либо через работающий электронагревательный прибор;
· оставлять утюг на ткани;
· оставлять включенный электронагревательный прибор без надзора, хотя бы на самое короткое время.
3.7.Необходимо выключать электронагревательный прибор при перерывах в работе.
3.8. Устанавливать положение терморегулятора утюга при выключенном из сети электронагревательном приборе.
3.9. Утюжку изделий производить в присутствии педагога.
3.10. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
3.11. Утюг должен находиться на специальной подставке из огнеупорного материала.
3.12.При работе с электронагревательными приборами (выпечке, варке, жарке и др.) пользоваться подставками и прихватками, рукавицами.
3.13.При работе электровыжигателем:
· через 30 минут работы отключать прибор для охлаждения;
· укладывать прибор в корпусе после остывания пера; не допускать соприкосновения нагретого пера со шнуром питания.
· запрещается производить ремонт нагревательного пера или его замену, если прибор находится под напряжением.
3.14. При работе с электроприбором для выпиливания запрещается:
· включать его в сеть постоянного тока;
· перед каждым пуском оборудования в работу нужно убедиться, что пуск прибора никому не угрожает опасностью;
· электроприбор для выпиливания запрещается включать при снятой крышке;
· необходимо оберегать присоединительный шнур от механических повреждений;
· очистку электроприбора от опилок и грязи производить при полном отключении из сети.
3.15 . По окончании работы выключить электроприбор и навести порядок на рабочем месте.
4. Требования безопасности при аварийных ситуациях
4.1. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), всем покинуть помещение.
4.2.При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить электроприбор из сети, всем покинуть помещение.
Инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по древесине.
Опасности в работе
1. Ранение глаз отлетающей стружкой.
2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.
3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.
4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины.
До начала работы
1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку).
2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
3. Проверьте надежность Крепления защитного заземления (зануления) к корпусу станка.
4. Уберите со станка все посторонние предметы, инструменты разложите на установленные места.
5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтешите заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите ее во вращающихся центрах на станке.
6. Установите подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.
7. Проверьте исправность режущего инструмента и правильность его заточки.
8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.
9. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.
Во время работы
1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.
2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.
3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора.
4. Во избежание травм во время работы на станке:
а) не наклоняйте голову близко к станку;
б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;
в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;
г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;
д) не отходите от станка, не выключив его.
После окончания работы
1. Остановите станок.
2. Уложите на свои места инструменты.
3. Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом, не сметайте ее рукой.
4. Сдайте станок учителю.
5. Приведите себя в порядок.